Кузнецовский фарфор- одна из самых узнаваемых марок не только в России, но и в мире. Несмотря на свой возраст он манит нас красотой, изяществом форм, плавностью линий. Предметы этой фабрики, являющиеся , несомненно нашей гордостью, пропитаны историей, духом минувшей эпохи и кропотливым трудом ,работавших над их созданием мастеров.
Более 180 лет назад, в 1832 году, в Дулеве появился фарфоровый завод, ставший к началу ХХ века самым крупным в России и одним из лучших в Европе. Его владельцы Кузнецовы, выходцы из гжельских крестьян-старообрядцев, создали к концу XIX века могучую фарфоровую империю.
Дед самого известного в Российской империи фарфорового фабриканта Матвея Кузнецова -- Терентий Яковлевич , бывая на базарах и ярмарках, не мог не замечать, что на красивую и аккуратно изготовленную фарфоровую посуду в России был большой неудовлетворенный спрос. Продукцию кустарных мастерских из-за дешевизны раскупали крестьяне, но люди побогаче от нее отворачивались. Десятилетиями кустари гнали на рынок неряшливую, непрочную посуду.
Предприятие в Дулеве, открытое Кузнецовым и выпускающее качественную продукцию ,работало как отлаженный механизм, кроме того, семейным стилем стало постоянное расширение дела. Сидор Терентьевич основал завод в Риге - топлива там было достаточно, а Рижский порт давал широкие возможности для завоза материалов и вывоза продукции. Выбор на Риге был остановлен еще и потому, что там обосновалась сильная и спаянная община старообрядцев. И завод он построил, чтобы обеспечить единоверцев работой. Власти вскоре выделили для нового производства обширный участок земли на окраине Риги, где со временем выросла Московская улица, застроенная зданиями кузнецовской фабрики и домами для рабочих, вывезенных из Гжели.
Кузнецовы вели торговые и производственные дела с расчетом. Организовав производство в Риге, они стали продавать посуду по демпинговым ценам и быстро ликвидировали все конкурирующие мелкие производства.
В антикварном салоне « БОГЕМА» представлены прекрасные образцы фарфора этого периода.
Четыре тарелки, на зеркале которых изображены сцены деревенских увеселительных катаний на лошадях , в обрамлении бордового канта, как- будто переносят нас в натопленную деревенскую избу и мы, смотря сквозь запотевшее окно, воочию становимся свидетелями забав, разворачивающихся на морозном просторе.
Четыре тарелки.
http://www.bogema-art.ru/popup.php?id=5993
Фарфор, роспись. 1889-1910гг. Диаметр 20,7см.
Синяя надглазурная марка фирмы Кузнецова (Рига).
Цена: 128 000 руб.
Чайная пара.
http://www.bogema-art.ru/popup.php?id=2649
Фарфор, ручная роспись. Завод М.С. Кузнецова, Рига,1864-1880 гг.
Цена: 36 000 руб.
При Матвее Сидоровиче Кузнецове завод рос год от года, расширялся его ассортимент. Стали выпускать фарфор, полуфаянс, майолику -- все, что требовал рынок: писсуары, умывальные доски, ванны, печи и камины, как говорилось тогда, на любой кошелек . Когда Россия начала электрифицироваться, фабрики Кузнецова стали выпускать изоляторы.
Не прекращал Кузнецов и поиск лучших в стране специалистов, переманивая их к себе. Интересовали его не только художники и формовщики, но и управленцы.
Понимая ,что социальные проблемы- прямой путь к пьянству среди рабочих, и как следствие –ухудшение качества продукции на заводе- было решено устроить новое жилье , открыть школы, больницы, библиотеки и читальни, уничтожить или удалить от заводов питейные заведения.
При фабрике возвели Храм - религиозность рабочих укрепляла производственную дисциплину. Рассказывают, что для укрепления религиозных чувств Матвей Кузнецов прибегал к разного рода приемам. Например, только что нанятым рабочим дарили Библию, и как-то Матвей Сидорович зашел в дом старого рабочего и спросил: "Читаешь ли Писание?" Тот, конечно же, солгал, мол, читаю. Тогда Кузнецов незаметно вложил в книгу 25-рублевую купюру, а через некоторое время снова наведался к тому же рабочему и показал пролетарию не найденные им деньги. С тех пор, получив в подарок от хозяина Библию, рабочие если и не читали ее, то хотя бы скрупулезно пролистывали.
Конечно, для управления персоналом использовались и экономические рычаги. На рижской фабрике лучшим сотрудникам от имени хозяина дарили посуду. Однако, чтобы не возникало желания ее немедленно продать, на подарочных чашках и тарелках не ставили заводского клейма.
Надо сказать, что для обновления производственных зданий и оборудования ловко использовались ресурсы страховых компаний. Старые деревянные цеха, склады набивались битым, бракованным фарфором и поджигались. Полученная страховка позволяла выстроить новые кирпичные корпуса. Показательна история сторожа Ивана Семенова, который, будучи ночью на посту, заметил пламя в одном из деревянных зданий, примыкавшем к "белой конторе". Сторож созвал людей, пожар погасили. Утром приехал из Москвы Кузнецов. Сторож упал ему в ноги: "Намедни пожар у нас случился. Углядел я, погасили огонь и добро ваше спасли". Хозяин отправил Ивана к управляющему за наградой. Тот уволил сторожа, объяснив жестокое решение: "Не суй своего носа куда не положено. Раз загорелось, значит, так судьбе угодно …»
Зато новые, создаваемые с нуля фабрики строились в соответствии с достижениями технического прогресса, были электрифицированы все цеха, проведены телеграф и телефон. А Дулевский завод перед первой мировой войной стал по своему техническому оснащению одним из лучших в Европе.
Одной из сильных сторон Кузнецова-коммерсанта была всегдашняя осведомленность о вкусах и потребностях покупателей. Еще при деде Терентии Яковлевиче было взято за правило рассылать по ярмаркам приказчиков и доверенных лиц -- изучать спрос и отправлять на заводы заказы на ходовую посуду.
Видя, как успешно идут дела у завода А. Г. Попова, специализировавшегося на трактирной посуде, Кузнецовы взялись выпускать предельно декоративный фарфор для отечественного "общепита". Таким же аляповато -ярким был и фарфор для ближневосточного рынка, где к началу ХХ века Кузнецов стал продавцом-монополистом.
Яркие экземпляры, в подобном вкусе, можно найти на прилавках
антикварного салона « БОГЕМА»:
Тарелка с изображением цветов.
http://www.bogema-art.ru/popup.php?id=224
Фаянс, марка сбита, деколь, роспись надглазурная, позолота.
Диаметр: 24 см. Россия, завод И.Е. Кузнецова, конец XIX века.
Цена: 130 у.е.
Когда во второй половине XIX века растущему сословию предпринимателей захотелось иметь утварь как у аристократов, но подешевле, кузнецовскую продукцию стали стилизовать под западноевропейский фарфор. А чтобы удовлетворить спрос на чашки и тарелки, кричащие о богатстве их владельца, на Дулевском заводе начали покрывать посуду изнутри золотом сплошь или наполовину -- она получила название "золотое нутро или полунутро".
Однако эти приемы не позволяли Кузнецову обосноваться на самом прибыльном сегменте рынка -- высокохудожественной и потому дорогой посуды.
Оставался единственный выход: завладеть производителем посуды высшего класса -- заводом Гарднера в Вербилках.
В апреле 1892 года завод Гарднера стал собственностью Кузнецова, Но самое главное -- был составлен особый договор, по которому Кузнецов мог ставить на изделиях, вывесках, счетах клеймо фирмы "Гарднер", ее награды и медали, что очень помогало сбыту дорогой продукции.
В итоге в новый век Кузнецов вступил в качестве самого маститого производителя фарфорофаянсовых изделий в России и в 1902 году получил звание поставщика императорского двора. Все самые выгодные заказы предлагались прежде всех ему. И именно кузнецовские кружки с императорскими гербами должны были раздавать народу на Ходынском поле во время коронационных торжеств 1896 года.
К слову сказать, что коронационные стаканы Николая II и Александры Федоровны – уникальные и раритетные вещи имеются в продаже в антикварном салоне « БОГЕМА».
http://www.bogema-art.ru/popup.php?id=2318
Металл, трехцветная эмаль, роспись в русском стиле.
Высота стакана: 10,5 см. Россия, 1986 г.
Цена: 1 800 у.е.
Так же хотим предложить Вам коронационное блюдо из керамики.
Диаметр 23 см.
Клеймо завода М.С. Кузнецова в Москве Россия, кон. XIX века.
Цена: 45 000 руб.
В 1911 году Матвея Кузнецова не стало. А шесть лет спустя, в 1917 году, не стало и названного его именем товарищества.
Заводы товарищества при товарищах пережили непростые времена, но, восстановленные после гражданской войны и разрухи, выпускали все тот же кузнецовский фарфор и фаянс с добавлением в ассортимент агитационного фарфора и посуды с ликами вождей. Запаса прочности, заложенного Матвеем Кузнецовым, хватило не на один десяток лет, и к обновлению и расширению производства приступили только в 1930-е годы. А произведения выращенных при Кузнецове художников еще много лет приносили советским фарфоровым заводам медали и призы на международных выставках. Так что история кузнецовского фарфора продолжалась и без Кузнецовых.
Антикварный салон « БОГЕМА» предлагает вашему вниманию уникальную тарелку Кузнецовского завода на революционную тематику.
Тарелка "Красный гений"
http://www.bogema-art.ru/popup.php?id=4642
Фарфор, деколь, ручная разделка красками, позолота.
Марка синяя надглазурная - товарищество М.С. Кузнецова.
Марка черная надглазурная - ЛФЗ (1922 г.).
Надпись черная надглазурная "А Р Голенкина".
Работа Алисы Рудольфовны Голенкиной (автор первого портрета Ленина на фарфоре) «Красный гений» (1922 г.), отправленная в 1923 г. на продажу в Швецию: на фоне восходящего солнца скачет алый всадник на крылатом коне с факелом в руках, а центральная миниатюра окружена надписью по-немецки: «Мы зажжем весь мир огнем III Интернационала».
Диаметр: 27 см. Россия, 1922 г.
Цена: 30 000 руб.
Антикварный салон « БОГЕМА» располагает широким ассортиментом предметов этого прославленного завода и считает , что приобретение таких экземпляров может послужить хорошим подарком для Вас и ваших близких, а так же явиться примером сохранения нашей истории и наших традиций, которые бесценны.